Иван Васильевич, герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала», не может понять, что такое знал про жизнь и свой долг отец Вареньки, когда самозабвенно и самоуверенно руководил жестоким наказанием бежавшего из армии солдата, когда гневно бил по лицу человека, недостаточно сильно опустившего палку на спину наказываемого, когда остервенело кричал: «Подать свежих шпицрутенов!» Иван Васильевич не может понять, что такое знает этот полковник и все эти люди, чтобы так ревностно выполнять свои обязанности. "Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился», - признаётся Иван Васильевич. То есть герой отказывается от карьеры на государственной службе и принимает решение не становиться человеком системы, НЕ УЧАСТВОВАТЬ в делах государства, не быть орудием в его руках, не умножать зло. Собственно, об этом и рассказ Л. Н. Толстого. После «изучения» в 8 классе рассказа «После бала» я в заключение всегда читала детям статью Л. Н. Толстого «Николай Палкин», несколько сократив её. Это реальные воспоминания писателя, которые он использовал в сюжете. В классе всегда во время чтения этой статьи была звенящая тишина. Может быть, потому, что насилие, творимое людьми в прошлом, казалось подросткам страшным, чрезмерным и трудно представимым в настоящем. Однако Л. Н. Толстой в статье настаивает на том, что ничего не прошло: «Прошло? Что прошло? Болезнь все та же, и болезнь не столько тех, которые пользуются этими ужасами, сколько тех, которые приводят их в исполнение. <...> Ужасная болезнь эта, болезнь обмана о том, что для человека может быть какой-нибудь закон выше закона любви и жалости к ближним и что потому он никогда не может ни по чьему требованию делать очевидное несомненное зло своим братьям, убивая, засекая, вешая их, сажая в тюрьмы, забирая их в солдаты, отбирая от них подати». Читала статью, чтобы ученики задумались над важной мыслью Л. Н. Толстого, высказанной и в статье, и в рассказе: в любые времена неправые дела государства вершатся руками многочисленных исполнителей, НАШИМИ руками. А человек, чьими руками совершается насилие, оправдывает себя тем, что действует «по закону, за царя и отечество». Что же делать? Толстой прямо говорит об этом и в статье, и в рассказе. Не участвуй в насилии! Ответственность за этот выбор несёшь ты сам. В одном из писем Толстой пишет о необходимости «доброй жизни, исключающей не только всякое насилие над ближним, но и участие в насилии и пользование для своих выгод орудиями насилия, учрежденными правительством». Толстой убеждает нас в том, что человек лично отвечает за все свои деяния. Даже если он всего лишь орудие в руках зла, он САМ отвечает за участие в насилии. Отвечает перед Богом, перед Миром, перед людьми, перед своей совестью. Толстой пишет об ответственности человека за все свои поступки. Человек выбирает сам, как он будет жить, и, понимая и принимая этот груз ответственности, не должен умножать зло: «пускай теперешние злодеи вешали бы сотнями тайком в крепостях, только бы они делали это сами, только бы они не развращали народ, не обманывали его, заставляя его участвовать в этом, как старого солдата». Рассказ по-прежнему включён в школьную программу. Но рассматривается, как правило, под другим углом. В качестве значимого текста «После бала» открывает и антологию «Русский рассказ XX века». Статью «Николай Палкин» прикладываю с небольшими пропусками. Знаю, что сохранить себя, не разрушать душу, не умножать зло - задача не из лёгких.